Суть банков

Банки выпускают, аккумулируют, хранят, предоставляют в кредит, размещают, покупают также продают, обменивают капитал также ценные бумаги

Коммерческий банк

Коммерческий банк - это кредитное учреждение, оказывающее банковские услуги ради предприятий

Финансовый мониторинг

финансовый мониторинг - это понятие, схожее с понятием финансового контроля

Система банка

Оптимизация также реализация (осуществление) системы финансового мониторинга

Субьекты банковского дела

Субьекты банковского дела играют на этом рынке важную роль

*Банковское дело - основополагающий механизм при помощи которого формируется благоприятная рыночная среда для поддержки и развития*

2008-2009 © Copyright Банковское дело.

Кризис кредитного рынка

Российские банки, занимающиеся потребительским кредитованием, предрекают значительное повышение процентных ставок по кредитам. Такой может быть ответная реакция на решение Верховного суда, принятого в пользу банков-ских клиентов. Верховный суд лишил российские банки, имеющие дело с кредитованием физических лиц, значительной части прибыли. И сохранил деньги заемщиков. Это стало возможным благодаря действиям Роспотребнадзора, выступившего в защиту интересов и прав потребителей банковских услуг, а конкретно - услуг "Хоум Кредит энд Финанс Банка". Роспотребнадзор, как сообщает "КоммерсантЪ", обратился в суд с иском о незаконности взимания с заемщиков дополнительных комиссий за досрочное погашение ссуд и штрафов за просрочку платежей. (Именно комиссии и штрафы, по данным Банка России, формируют существенную часть прибыли банков от услуг кредитования.) Верховный суд признал претензии правомерными и удовлетворил иск Роспотребнадзора.

Действия же Ассоциации региональных банков, которая в ответ на это решение тоже обратилась с иском в суд, не имели успеха. Верховный суд отказался пересмотреть, как того хотела ассоциация, постановление своего пленума от 29 октября 1994 года "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей". Данным постановлением в сферу действия закона о защите прав потребителей включены "отношения, возникающие из договоров на оказание финансовых услуг, в том числе предоставление кредитов". По мнению банкиров, их не должно затрагивать это постановление, поскольку кредитные отношения - совершенно особое дело.

Своим решением Верховный суд фактически дал "зеленый свет" всем гражданам, воспользовавшимся услугами потребительского кредитования и желающим вернуть себе деньги, уплаченные банкам в качестве дополнительных комиссий и штрафов.

Банкиры говорят, что взимание комиссий и штрафов - единственная реальная возможность влиять на нерадивых заемщиков. Не желая лишаться этой возможности, они намерены защищаться от исков заемщиков, опираясь на принцип свободы договора. Но по мнению юристов, им это вряд ли удастся. Недавно к борьбе с комиссиями и штрафами подключилась комиссия по правам человека при Ассоциации юристов России. Она разработала и разместила на своем сайте форму искового заявления, в котором детально оспаривается законность взимания комиссий за рассмотрение заявки на кредит, открытие и ведение счетов, а также обслуживание кредита.

Однако радость потребителей банковских услуг омрачается прогнозами специалистов: отказавшись от взимания комиссий и штрафов, банки найдут альтернативу этому способу извлечения прибыли. Какую?

- Любой банк должен защищать каким-то образом свои интересы. Если клиент не возвращает банку деньги, то банк должен получить за это компенсацию. В виде штрафов или в виде чего-то иного, но такая мера должна присут-ствовать. Другой разговор - размеры штрафов. Иногда, действительно, они непомерны, а ситуации разные бывают: человек может заболеть, лишиться работы и поэтому не заплатить во-время, - говорит и.о. директора череповецкого представительства "Хоум Кредит энд Финанс Банка" Геннадий Сухарев, до сведения которого, кстати, руководство еще не довело результат судебной тяжбы. - Тем не менее значительный процент заемщиков, грубо говоря, откровенно "динамят" банки: я не отказываюсь платить, но не сейчас, а когда-нибудь. Банк должен как-то воздействовать на таких заемщиков, и единственный реальный рычаг - это комиссии и штрафы. Если у банков его отнимут, то они, я думаю, не разорятся, но придумают новый вариант воздей-ствия (и для клиентов не лучший): поднимут процентные ставки. И в некоторой степени, я думаю, сократится объем потребительского кредитования, потому что банки, принимая заявку на кредит, будут принимать решения более взвешенно, требовать больше дополнительных документов от клиента.

Представители череповецкого отделения Сбербанка видят одну альтернативу отказу от комиссий и штрафов - прозрачность договоров:

- Банк в договорном порядке должен оговаривать все основные пункты, необходимые для обеих сторон. Договор должен быть прозрачным, все ставки, штрафные санкции, их размеры должны быть прописаны. Клиенты должны отстаивать свои по-требительские права, если кредитная организация ведет себя не совсем корректно и утаивает какую-то информацию.

Татьяна Тихонова N11(21926) 23.01.2007

Газета "Речь"

Источник: Wobla.ru